Алтайская экспедиция Серебряного ручья

Предлагаем вашему вниманию рассказ об экспедиции на Алтай и посещении его жемчужины – высокогорного озера Телецкое

Юрий Заславский с уловом на воблер Silver CreekНаш путь лежит на Алтай. Этот необычайной красоты горный край давно манил нас своими просторами, но большая отдаленность и сложность организации путешествия заставляли серьезно готовиться к первому знакомству. Проблема состоит еще и в том, что мы всегда везем огромный багаж: видеоаппаратуру, целый арсенал новинок рыболовных снастей для испытаний, немалый туристический скарб, и это оставляет только один вариант транспорта - автомобиль. А поездка на Алтай - это более 10000 км сибирских дорог с горными перевалами Урала и Алтая. Встал вопрос и по автомобилю. Многие годы мы в дальние поездки всегда готовили "Ниву". Аргумент в пользу Росавтопрома был только один - возможность починить в любом сарае. Что, к слову сказать, мы неоднократно и делали. До сих пор диву даюсь, как это удавалось! Но более десяти тысяч на "Ниве" - это уже слишком, даже для меня. Для Алтая однозначно был нужен полноценный рамный внедорожник, которых, в принципе, на рынке осталось немного. При этом смутно представляю, как на сибирских дорогах чинить Тойоту или Митсубиси - хоть и маловероятна поломка, а вдруг...

Выбор пал на корейско-российское чудо по кличке "Тагер" - один из немногих оставшихся на данный момент в живых полноценных среднеразмерных рамных внедорожников. Бывший Саньенг "Корандо", он стал в Таганроге "Тагером". Собирая по нему информацию, натыкались на диаметрально противоположные отзывы - от "самый лучший в моей жизни" до "развалится за воротами салона". Машинка по внешности прикольная, при этом имеет хорошее вооружение для бездорожья. Решили: будем пробовать...

Я - человек, привыкший за много лет ездить на разных моделях "куку-руйзеров", выехав за ворота салона, был приятно удивлен: достаточно удобно, обзорно, в меру тихо и динамично. Одним словом, лучше, чем предполагал. Много всяких штучек, которые за его цену и не ожидаешь: подогрев сидений, зеркал и стекол, кожаный салон, электроприводы зеркал, даже магнитолу дали. Машинка весело бежала по дороге и, естественно, практически сразу была погружена в самую глубокую, какую только удалось найти лужу. Все вполне прилично и даже, страшно сказать, понравилось! Но ехать на ней на Алтай без проверки было, конечно, опрометчиво. Решено было сделать "Тагер" редакционным автомобилем, погонять по ближайшим окрестностям и только потом сделать заключение. Автомобиль не сдавался, раз за разом возвращаясь своим ходом из хороших передряг, но не сдавался и я. Мне казалось, что в нем стало шумнее - тут что-то не так... передача четвертая не всегда включалась легко. Одним словом, сомнительно, ведь мне принимать решение, как впрочем, и чинить его потом на бескрайних просторах Сибири... Все, решено: едем на нем на Кольский полуостров! Если вернется "живой", я сдаюсь! И он вернулся...

Все, можно ехать... но размеры машины при четырех взрослых членах команды и собаке, не уступающей в размерах взрослому человеку, не совпадали с объемом багажа. Нужен прицеп. Еще две недели изучения проблемы. Вывод: прицеп - это "геморрой", при этом за свои деньги. И тут, как это бывает, совершенно случайно мимо меня "проплыл" автомобиль с домиком на колесах - такой симпатичный и по-домашнему уютный. Вечером того же дня я уже примерял свой зад на диване великолепного немецкого домика, почти нового, как заверил продавец - ему всего 25! лет. Возраст шокировал и никак не увязывался с чистеньким блестящим домиком, на колесах которого блестели хромом колпаки - гордость восьмидесятых!

Ранним августовским утром, надсадно взревев мотором, мой "попелас" с кибиткой за плечами взял курс на восток. Наш путь лежал по трассе М5 на Самару. Здесь первая остановка на Куйбышевском водохранилище. Место стоянки выбрано не случайно.

Самарское море - один из интереснейших водоемов по ловле судака. Разобраться в специфике рыбалки на судака нам помог Сергей Жаринов, руководитель самарского отделения "Серебряного ручья". На раннее утро запланирована охота на судака, ну а накануне вечером, у костерка, под традиционных самарских раков, мы делимся опытом и обсуждаем планы. Сергей, много лет экспериментируя с ловлей судака, выработал два очень интересных метода ловли на спиннинг. Прежде всего, он освоил очень, на мой взгляд, интересный метод ловли на тонущий воблер с применением ступенчатой проводки. Несколько лет назад "Серебряный ручей" выпустил воблер типа "раттлинг" под названием VIBRATING SR. Хорошая модель с весом 16 г - приличный вес позволяет делать дальние броски и быстро достигать приманкой дна. Затем удилище опускается к самой воде, возможно даже заглубление кончика в воду, и воблер плавно протаскивается по дну около метра. Затем подъем и пара метров проводки. После этого прием повторяется. Что же мы получаем - воблер, чиркая по дну, поднимает муть, а затем, проплыв пару метров с заданной производителем игрой, падает на дно. И так повторяется раз за разом - пока могучие челюсти судака не сомкнутся на приманке. В эффективности этой проводки мне удалось убедиться воочию: при явно слабом летнем клеве я, приноровившись к новой для меня проводке, с одной бровки достал сразу четырех неплохих хищников. Не отставал и Сергей. Вызвал у меня интерес и способ ловли на планирующий твистер. В принципе, способ не новый, но Сергей внес в него свои коррективы. На глубине от 7 до 11 м применяется твистер размером 70 мм, оснащенный двойником и грузом "Чебурашкой" весом 5-6 г. Приманка при таком весе груза опускается достаточно медленно. Рыболов сначала отсчитывает, сколько секунд нужно для достижения дна, а при последующих забросах за секунду до касания дна делает "подброс" приманки кончиком удилища. Так, на "подбросе", медленно вращая катушку, и осуществляют проводку. При этом приманка как бы парит над дном, то плавно опускаясь, то резко подымаясь. Как показала практика, проводка очень эффективна. Я после возвращения с Алтая опробовал ее на разных водоемах, и результаты были вполне обнадеживающими.

Еще один вечер у костра, и я вновь выпытывал у Сергея технику судачьей проводки "по-самарски", а ранним утром мы выехали в Уфу, где к нам должны были присоединиться Зуфар и Айдар Гальмутдиновы - башкирские представители "Серебряного ручья". Они обещали нам организовать посещение реки Уфимки, где, как и во всех реках южного Урала, по соседству живут теплолюбивый голавль и любитель студеных вод - хариус. Короткая встреча в Уфе, обмен новостями - и на речку, до которой от Уфы без малого триста верст, хорошо, что попутных.

Дорога с большим количеством поворотов, порой переходящих в откровенный серпантин, ну и, естественно, крутые спуски и подъемы, которые нашему "попеласу" даются нелегко. Но вот мы на месте, лагерь раскинут, лодка надута-отправляемся изучать реку. Ощущается предгорье - много крутых берегов, с многочисленными ключами и даже небольшими водопадами. На этом этапе к нам присоединились наши эксперты из Белорецка - Олег Макаров с друзьями. Уж они знают, как налаживать контакт с местным голавлем и хариусом. Посещение нами Уфимки - не праздное любопытство, а очередной этап работы над воблерами из программы SSV. Специально по голавлю мы разработали линейку воблеров Silver Creek и Golavi. Предстоящие два дня - это испытание именно этих приманок на стабильность работы и, конечно же, на уловистость.

Погода стояла жаркая, так что о хариусе не могло быть и речи. Что касается голавля, то август не лучший период для ловли трофейной рыбы, да и средний голавль в это время весьма вялый. Но для нас такой экзамен особо интересен - чем сложнее условия, тем лучше. И, можно смело сказать, воблеры показали себя совсем неплохо. Река отличается разнообразием глубин, и это позволяло нам испытывать всю линейку, применяя поочередно то плавающие модели с малым заглублением, то тонущие, с помощью которых удается достать рыбу из-под прибрежных кустов. По расцветке никаких сюрпризов не было - спокойные естественные цвета с матовым покрытием голавль явно предпочитал ярким расцветкам. Но это конец лета - весной ситуация резко изменится.

Речка всем понравилась. Охота за голавлем проходила не без трудностей, одним словом, рыбалка трудовая, но тем ценнее трофеи. Воблеры признали рабочими. Как сказал Олег: "Не стыдно и друзьям посоветовать". И это, учитывая требовательность Олега к голавлевым приманкам, высшая оценка наших новинок. Итак, спасибо, Уфимка, завтра штурмом берем перевалы Урала. Впереди очередная точка маршрута - Челябинск.

Перевалы через Уральский хребет дались непросто. И дело даже не в крутизне подъемов, с ними как раз наш "муравей" с домиком справлялся неплохо. Самой большой проблемой были фуры - "личинки мамонта" (так мы прозвали эти корабли дорог). Они и в гору не тянут и с горы не едут, при этом умудряются почти на каждом перевале валяться в кюветах. Из-за них потеряли целый день, попав в Челябинск уже поздно вечером. Но трудная дорога не омрачила радости встречи с челябинским "Серебряным ручьем" и за обсуждением особенностей здешней рыбалки усталость "как рукой сняло". На ночлег решили ехать на озеро Щучье, где и порыбачить можно, и отдохнуть, и пообщаться. Водоем оказался весьма симпатичным, я бы сказал "классическая средняя полоса России". Щука брала исправно - "вертушки" из новой программы SSL местным зубатым красавицам пришлись по душе.

Теперь нам предстояло совершить очередной бросок через Курганскую область в город Омск. Путь прошел без особых приключений, не считая объезда территории Казахстана, а это крюк более 200 км. Но на границе, как нас предупредили, мы по времени потеряли бы больше. После распада Союза дороги остались прежние - в принципе, грех жаловаться, вот только на объезде Казахстана кусок, километров 40, просто забыли сделать. И я не шучу: отличный асфальт переходит в разбитый поселковый "полуасфальт", а затем просто в проселочную дорогу. Причем, как мне кажется, весной во время распутицы нормальный легковой автомобиль здесь явно не пройдет, да и "личинки мамонта" просто утонут. Чем ближе к Омску, тем больше дорогу окружают болотистые луга. Так сказать, все предпосылки для поиска нефти. Вообще мы, жители центральной России, смутно себе представляем, что такое юг Сибири. А это бескрайние заболоченные луговины, множество озер и прудов и, как это ни странно, явная предрасположенность рыболовов к ловле карповых рыб.

Ночевка под Омском на живописной речушке, и снова в путь, к столице Сибири Новосибирску. Столица, есть столица: Новосибирск поражает и своими размерами, и своеобразным колоритом, и количеством машин с правым рулем. Вполне можно вводить левостороннее движение - всем, кроме нас, будет только удобней. В Новосибирске расположен и сибирский офис "Серебряного ручья". Наши интересы здесь представляет директор ООО "Бадис" Сергей Троян. Сергей не только обстоятельный бизнесмен, но и заядлый рыболов, уделяющий рыбалке все свободное время. Особую слабость он испытывает к ночной ловле судака на воблер. Для меня, как для производителя воблеров, такой эксперт просто находка, и, естественно, мы не смогли усидеть - отправились ночью ловить судака. Любимое место Сергея - верховья Оби с множеством каменистых и песчаных отмелей с сильным течением, где рыболову, чтобы добрасывать воблер до глубинной бровки, приходится в забродных штанах далеко заходить в воду. Ловля "по лунной дорожке" хорошо известна - ее с успехом используют и на Москве-реке и на Оке. С наступлением темноты в лунные ночи на поверхности бурлящих перекатов образуются освещенные луной участки, именуемые рыболовами "лунными дорожками". Именно туда и выходит охотиться ночной судак. При этом крупные хищники ночью подходят за мальком к самому берегу, в особенности в начале июня, в период нереста уклейки. Здесь не требуется особо сложная проводка воблера, просто приманку нужно подобрать. По своему опыту знаю, что из десятков перебранных воблеров на Оке работали только пара приманок. Еще задолго до поездки я отослал Сергею опытные образцы новых моделей воблеров, попросил выработать свое мнение и составить список замечаний. Сергей после месяца тестирования выделил два - Анаконду и Импульс. Обе приманки прогонистые, хорошо держат струю и отлично работают на сильном течении. Таким образом, Сергей определил два воблера, подходящие для верховий Оби, но, как ни странно, именно эти две приманки лучше всего зарекомендовали себя и на Оке. Воблер лучше всего забрасывать вверх по течению и вести его на средней скорости под углом к потоку воды. При этом максимальная глубина погружения воблера не должна превышать метра, а вести желательно в полуметре от переливающихся в лунном свете поверхностных струй воды.

Комментарии к статье «Алтайская экспедиция Серебряного ручья»